Apr. 11th, 2004

kraiukhin: (Default)

Как закрывали "Единую Европу"




В Институт Общественных Проблем "Единая Европа" (Орел) поступают просьбы дать подробное изложение обстоятельств, связанных с приостановкой деятельности организации.

На наш взгляд, наряду с фактами, связанными непосредственно с управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области, имеет смысл рассказать и об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших либо по совпадению хронологически совпадающих с действиями управления.
Итак...

Об организации

Институт Общественных Проблем "Единая Европа" (полное название - Институт Общественных Проблем "Единая Европа", общественное благотворительное учреждение Орловской области) был создан в начале 1996 года и зарегистрирован 22.04.96 г. тогда еще управлением юстиции Администрации Орловской области.

Он неоднократно проходил перерегистрацию (последний раз - в конце 2002 года), до 2003 года претензий к работе ИОП "Единая Европа" со стороны органов юстиции не было. Более того, Институт "Единая Европа" и управление юстиции обладминистрации (впоследствии реорганизованное в управление Минюста России) регулярно проводили совместные семинары для общественных объединений, на которых рассказывалось о конкретных требованиях, предъявляемых законом к деятельности НКО.

Как и большинство общественных объединений, ИОП "Единая Европа" был зарегистрирован на домашний адрес Директора ИОП Дмитрия Краюхина.

По оценкам многих как орловских, так и российских неправительственных организаций, ИОП "Единая Европа" является наиболее активно работающей в регионе общественной правозащитной организацией. Институт "Единая Европа" принимал участие во многих общероссийских исследованиях, посвященным правам человека, в организации общественного контроля за выборами федерального уровня.

Одно из наиболее активных направлений работы ИОП - противодействие экстремизму. Именно по инициативе Института "Единая Европа" был возбужден ряд уголовных дел по фактам экстремистской деятельности (большинство из которых, к сожалению, приостановлены). ИОП "Единая Европа" ведет работу с пенитенциарными учреждениями, в частности в 2002 году в Шаховской колонии для подростков Институтом был открыт первый в России компьютерный учебный класс, где несовершеннолетние правонарушители могут получить специальность "пользователь ПЭВМ" с выдачей свидетельства о специальном образовании государственного образца.

До конца 2001 года Директор ИОП "Единая Европа" Д.Краюхин работал ответственным секретарем Орловской областной комиссии по правам человека, однако в конце 2001 года эта комиссия в структуре Администрации Орловской области была упразднена и данная должность была сокращена. В мае 2002 года комиссия была восстановлена (Д.Краюхин был даже назначен ее секретарем), но, поскольку положение о работе комиссии не давало ни малейших возможностей для защиты прав граждан, на следующий день после подписания Указа о комиссии Дмитрий Краюхин подал мотивированное заявление об увольнении.

В начале 2003 года Д.Краюхин был выведен из состава областной комиссии по правам человека. В сентябре 2003 года директор ИОП Дмитрий Краюхин по направлению Международной Хельсинкской Федерации и общероссийского Движения "За права человека" прошел обучение в Европейском Суде по правам человека. В ходе кампании по выборам Президента России Д.Краюхин был аккредитован Центральной Избирательной Комиссией России в качестве международного наблюдателя от международной Коалиции общественных объединений "Мы, Граждане!".

Заместитель Директора ИОП Вероника Каткова являлась региональным координатором ряда общероссийских проектов по изучению ситуации с соблюдением прав человека. Она прошла обучение в рамках программы ТАСИС "Неправительственные организации социальной сферы", в качестве тренера-педагога В.Каткова участвовала в летних школах, проводившихся Высшей Школой Экономики (Москва) совместно с Коалицией "Мы, Граждане!", проводила тренинги в Санкт-Петербурге, Рязани, Москве.

ИОП ведет активную информационную деятельность: только за прошлый год в общероссийских СМИ было опубликовано более полусотни информационных материалов, касающихся соблюдения прав человека в Орловской области.

Предыстория конфликта

Первые "прощупывания" Института Общественных Проблем "Единая Европа" начались летом 2002 года. В начале августа в Институт "Единая Европа" поступил факс, подписанный старшим прокурором отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью М.В.Александровым с требованием сообщить юридический адрес организации и "направить в прокуратуру области перечень заявлений, направлявшихся в 2001-2002 годах ... в какие-либо правоохранительные органы области". При этом запрос мотивировался проведением проверки "исполнения законодательства, направленного на противодействие проявлениям фашизма и иных форм экстремизма". Однако после привлечения к ситуации внимания СМИ, поиск проявлений фашизма и иных форм экстремизма в правозащитной антифашистской организации был прекращен.

В начале 2003 года Советский районный суд г. Орла рассматривал жалобу ИОП "Единая Европа" на действие (бездействие) заместителя Губернатора Орловской области, руководителя аппарата обладминистрации Михаила Михайлова. Поводом для обращения стало уклонение вице-губернатора от ответа на запрос заместителя Директора Института Вероники Катковой о соблюдении установленного федеральным законодательством и законодательством Орловской области порядка приема на работу чиновников обладминистрации (устно ей сообщили, что порядок, разумеется, не соблюдается и конкурсы никогда не проводились - но письменно подтвердить это отказались).

Судом в удовлетворении жалобы было отказано на том основании, что, по мнению суда, в рамках гражданского судопроизводства могут быть рассмотрены жалобы на нарушение прав гражданина, но не юридического лица. Коллегия Орловского облсуда, рассмотрев кассационную жалобу, приняла уникальное решение о том, что ИОП "Единая Европа" не имеет права обращаться в суд в случаях, если действиями или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, государственными или муниципальными служащими нарушены права данной организации (подробнее - см. Примечание).

Развитие ситуации

Сразу после вынесения отказного решения по жалобе на действия вице-губернатора судом первой инстанции началась проверка деятельности ИОП "Единая Европа". При этом в ходе проверки опрашивались граждане, участвовавшие в деятельности организации много лет назад либо не имеющие к организации никакого отношения.

В частности, в управление была приглашена восьмидесятилетняя мать Директора (следует подчеркнуть: приглашена конкретным сотрудником управления, а не пришла по собственной инициативе!) - и после проведенной с ней беседы на свет появилось заявление, что адрес Институту был предоставлен без ее ведома и согласия.

5 июня 2003 года начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области Анатолий Новиков направил Институту Общественных Проблем "Единая Европа" официальное Предупреждение, в котором, в частности, говорилось:
"В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Однако, при предоставлении жилого помещения под адрес места нахождения постоянно действующего руководящего органа юридического лица необходимо заручиться согласием всех проживающих по данному адресу совершеннолетних членов семьи..."

В ответ в управление было направлено письмо, в котором указывалось, что упоминаемого в письме договора найма жилого помещения вообще-то не существует, и что нарушить определяемые им права невозможно. В то же время, как следует из ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" "не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства". Именно - по месту его жительства, а не, скажем, по месту владения имуществом.

Смысл понятия "адрес" наиболее точно изложен в минюстовских документах: Приказах Министра юстиции от 12.07.02 г. N 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица" и от 25.03.03 N 68 "Об утверждении правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации". В них однозначно говорится, необходимо предоставлять "сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением".

По уставу постоянно действующим руководящим органом ИОП "Единая Европа" является Директор - в настоящее время Краюхин Дмитрий Александрович, который и предоставил адрес по месту своего жительства для связи с общественным объединением.

Разумеется, если в жилом помещении будет располагаться офис организации, то, без сомнения, это может нарушить права других жильцов - но в ситуации, когда речь идет только об адресе для связи с общественным объединением, ничьи права ни в малейшей мере не ущемлены.

Следует сказать и об инкриминируемом нарушении статьи 21 Федерального закона "Об общественных объединениях". Данная статья закона определяет порядок ГОСУДАРСТВЕННОЙ регистрации. Иными словами, регламентирует действия государственных органов, в частности, все того же управления Минюста, регистрирующего общественные объединения на территории Орловской области.

Более того, в Устав Института вносились изменения в апреле 1997-го и июне 2000-го, в конце 2002 года организация, как, впрочем, и другие, направила в управление Минюста документы для прохождения предусмотренной законом перерегистрации - но лишь после подачи в суд жалобы на вице-губернатора всплыли некие нарушения.

Директор ИОП встретился с начальником управления Минюста А.И.Новиковым и, рассказав ему о сомнительности предъявленных требований, попросил взять данное дело под личный контроль. Анатолий Иванович пообещал разобраться - но ответ на письмо дан не был. При этом в дальнейшем о договоре жилищного найма и нарушении установленных им прав в письмах управления НИ РАЗУ НЕ УПОМИНАЛОСЬ, претензии ограничивались общими утверждениями о нарушении статьи 53 ЖК РСФСР в целом. В частных разговорах Д.А.Краюхину говорилось: "Разумеется, никакого договора нет - но больше не за что зацепиться..."

Как правило, впоследствии требования управления Минюста носили общий неконкретный характер: нарушены статьи 53 ЖК и ст. 21 ФЗ - устраните. Каких-либо конкретных претензий не предъявлялось, произвести конкретные действия не предлагалось. При этом, по совпадению, письма поступали в период максимальной активизации деятельности организации: после признания в судебном порядке незаконным постановления горсовета, после начала работы по общественному контролю в ходе думской, а затем и президентской избирательных кампаний и т.д.

После одного из таких писем в конце прошлого года Институт "Единая Европа" даже был вынужден обратиться к главному федеральному инспектору в Орловской области аппарата полномочного представителя Президента по ЦЧО Анатолию Мерцалову. Просьба была стандартной: помогите получить в территориальном органе Минюста данные о конкретном нарушении - но, разумеется, ответа тоже не последовало.

В пятницу 2 апреля, зайдя в редакцию одной из орловских газет, Директор ИОП Дмитрий Краюхин с удивлением прочитал пресс-релиз пресс-службы управления Министерства юстиции по Орловской области о приостановке деятельности организации. На звонок в управление его сотрудники отреагировали нервно: "Мы вам отправили письмо - а за работу почты мы не отвечаем". Действительно, днем спустя, в субботу 3 апреля, поступило письмо начальника Управления, в котором говорилось, что распоряжением от 31.03.04 г. деятельность организации приостановлена сроком на 5 месяцев до 31.08.04 г. Само распоряжение выслано в адрес организации не было.

Главный федеральный инспектор Анатолий Мерцалов, к которому несколько месяцев назад обращались правозащитники, на информацию о приостановке ответил коротко: "Я об этом деле знаю, но вмешиваться не буду".

Именно поэтому в понедельник 5 апреля ИОП "Единая Европа" обратился в суд с требованием признать уклонение управления от высылки распоряжения нарушающим его права: отсутствие текста решения не дает возможности обжаловать само решение в суде.

Разумеется, при рассмотрении жалобы судом в обязательном порядке всплывет все то же решение облсуда о запрете на обращение в суд в случае нарушения властями прав данной организации.

Одновременно ГРАЖДАНИН Краюхин обратился в суд с заявлением о признании недействительными отдельных положений жилищного найма. По мнению гражданина, данный договор нарушает его право, предусмотренное ч. 2 ст. 9 ФЗ "О благотворительной деятельности". Поскольку у гражданина текста оспариваемого документа нет, он в порядке оказания содействия в получении доказательств (а это прямо предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом) заявляет ходатайство об истребовании в управлении Минюста копии договора, либо информации о местонахождении договора, либо сведений о видевшем этот договор сотруднике управления для допроса его в качестве свидетеля.

О том, что действия управления Минюста спланированы и проводятся в рамках определенной кампании по дискредитации правозащитной организации, свидетельствует то, что 6 апреля все ведущие государственные СМИ Орловской области дали информацию о якобы имевшем место нарушении правозащитниками закона.

Газета "Орловская правда" (по недавнему признанию публичному главного редактора, первая задача газеты - быть рупором областных властей!) впервые за всю историю опубликовала официальное заявление пресс-службы управления Минюста России по Орловской области. Несколько раз прокрутили информацию о нарушении по первому каналу проводного радиовещания, в региональных выпусках программы "Вести-Орел" под рубрикой "Главные события дня" прошли сюжеты о приостановке деятельности Института Общественных Проблем.

Примечание (о запрете обращаться в суд в случае нарушения прав организации)

Как ни парадоксально, Определение Коллегия по гражданским делам Орловского областного суда вынесла уникальное решение в полном соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ "гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы".

Но следом за 254-й статьей идет ст. 255, определяющая, что "к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности".

То есть, действия, нарушающие права юридического лица, в соответствии с российским законодательством обжалованию не подлежат.

Еще в прошлом году ИОП "Единая Европа" подана жалоба в Европейский Суд по правам человека в связи с нарушением права на доступ к правосудию - ст. 6 Европейской Конвенции по правам человека. Кроме того, как нам известно, планируется рассмотрение жалобы ИОП "Единая Европа" в пленарном заседании Конституционного Суда РФ.

December 2024

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 232425262728
293031    

Популярные метки

Оформление от

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 04:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios